Формирование мотивации обучаемых к применению ИТО
Энтузиазм преподавателей, энергия и воля руководителей учебных заведений, время, наконец, финансовые средства, вложенные в организацию обучения на основе современных ИТО, могут быть потрачены впустую, если к такой форме учебно-воспитательного процесса не будут подготовлены обучаемые, именно те, кто должен работать с предлагаемыми технологиями. Без учета внутренней потребности обучаемых в использовании возможностей современных технологий даже самые доступные электронные ресурсы не могут стать органической частью учебно-воспитательного процесса независимо от их технологического совершенства. Таким образом, успешность интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемых к применению этих технологий. На первый взгляд кажется, что никакой проблемы здесь не существует, ведь само использование информационных и коммуникационных технологий является общепризнанным средством мотивации к познавательной деятельности. Но иногда рбучаемые относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно, и педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать обучаемых, и сделать для них использование ИТО органичным и необходимым.
Мотивация в познавательной деятельности. Прежде чем приступить к поиску ответа на вопрос о том, каким образом можно мотивировать обучаемых к применению ИТО, отметим, что сам вопрос о роли мотивации является для теории личности одним из наиболее важных. Понятие мотивация используется для объяснения того, что движет поведением, деятельностью человека, и определяется как процесс, метод, средство побуждения, в основе которых лежат некоторые мотивы. Сутью мотива при этом может быть некая потребность, интерес, цель, намерение или побуждение. Но чаще выявить что-то одно невозможно, поскольку и сами «мотивы представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом». Познавательной деятельностью могут управлять и внешние, и внутренние мотивы. Внешние, исходящие от педагогов, родителей, имеют зачастую декларативную форму (требования, указания и т. п.) и могут не только не возыметь никакого воздействия, но и привести к противоположному результату: бесполезно пытаться просто запрещать подростку играть на компьютере, не разобравшись в том, что же именно для него является наиболее привлекательным в таком времяпрепровождении – личные рекорды, общение с другими игроками и т.д.