Формирование мотивации обучаемых к применению ИТО

В то же время мотивы, основанные на внутренних потребностях обучаемого, могут стать настоящим и очень мощным «двигателем» его развития в ходе образовательного процесса. Мотивы, т. е. конкретные причины, вызывающие деятельность, связаны с потребностями довольно сложным образом. Так, за одним и тем же мотивом могут стоять разные потребности и, наоборот, определенная потребность может проявляться в различных мотивах. Сравните – обучаемый старается узнать все тонкости работы электронной почты. На первый взгляд, им движет интерес, любознательность. Но в одном случае в основе его познавательной деятельности лежит потребность общения, в другом – стремление повысить свою информационную или общепрофессиональную компетентность. Наконец, возможно, что мы имеет дело с будущим хакером – специалистом со знаком «минус», стремящимся найти лазейку, позволяющую нарушить работу почты. Его конечная цель – самоутверждение. Кстати, деятельность в области информационных и коммуникационных технологий и отличается такой особенностью связи одного видимого мотива с разными потребностями.

Если говорить о развитии обучаемых в ходе образовательного процесса, то, формируя мотивацию, исходить нужно из внутренних потребностей личности, а не ситуативных. Вот как об этом говорит американский психолог, разработчик гуманистического направления в теории личности А. Маслоу: «Внешнее научение – это просто усвоение еще одной ассоциации или нового умения. А вот научиться быть лучшим человеком, насколько это для вас возможно, – совсем другое дело. Дальние цели обучения взрослых и любого другого обучения – это пути, или способы, посредством которых мы можем помочь человеку стать тем, кем он способен стать. Это я называю подлинным научением...».

В иерархической модели мотивации А. Маслоу в числе основных пяти уровней можно выделить четыре последовательных уровня потребностей, имеющих непосредственное отношение к развивающей познавательной деятельности с использованием ИТО, ее сущности и принципам организации.