Формирование мотивации обучаемых к применению ИТО

Это как раз тот случай, когда использование разнообразных информационных технологий (работа с обучающими и тренировочными программами, проверка своих возможностей в системе тестирования, поиск информации в Internet) позволяет заинтересовать обучаемого в ознакомлении с самой учебной дисциплиной. Таким обучаемым было бы неправильно навязывать какие-то определенные программные средства. Можно лишь рекомендовать, доказательно обосновывая возможности в реализации тех целей, которые ставит перед собой обучаемый.

Для подкрепления потребностей самоактуализации необходима особая образовательная среда, в которой непременно должна присутствовать возможность свободного выбора – от источников информации до форм получения образования (очной, дистанционной, комбинированной). В такой среде должна создаваться атмосфера творческого поиска, необходимого для реализации познавательного потенциала личности. И все это как раз характеристики информационной образовательной среды современного учебного заведения, основанной на широком использовании информационных и коммуникационных технологий. Создание такой среды и последующее формирование единого образовательного пространства является одной из актуальнейших задач, стоящих перед системой образования.

Подкреплением мотивации самоактуализации обучаемых станет предоставление им определенной самостоятельности в проектировании индивидуальной образовательной траектории. И здесь именно ИТО позволяют выбрать темп изучения учебных материалов сообразно индивидуальным возможностям, варьировать последовательность изучения отдельных тем – в границах, определяемых общей логикой дисциплины. Например, вышеупомянутые комплексы VLE, Net-школа позволяют педагогу (в том числе и совместно с обучаемыми) сформировать для самостоятельной работы виртуальные группы, состоящие из произвольного числа людей, и спроектировать для каждой отдельной группы свой сценарий самостоятельной работы. В таком сценарии можно избирательно предложить не только учебный материал или тесты, но и сами формы деятельности: работа с теоретическим материалом или моделирующей программой, решение задач или участие в дискуссии, проводимой в режиме электронной конференции.