Физическое развитие и охрана здоровья детей

Педагоги могут использовать разнообразные формы организации двигательной активности детей: организуют подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками, бегом. Эти игры проводятся как в групповом помещении, так и во время прогулки. Следует включать элементы двигательной активности во все занятия с детьми, поддерживать их стремление к подвижным играм.

Воспитатели проводят также утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после дна и пр. В эти занятия включаются обще-укрепляющие упражнения, в положении стоя, сидя, лежа, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног. При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности, в частности мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры и связочного аппарата, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны детям. Нельзя предлагать им висеть на руках, прыгать с высоты, добиваться правильного исполнения тех или иных упражнений путем длительного повторения.

Чтобы пробудить у детей интерес к занятиям, педагоги проводят их в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий («прыгаем как зайчики», «ходим как мишка», «птички полетели», «цветочки растут» и т.п.). При этом взрослые не должны ограничивать стремление детей к творческому само-выражению в двигательной активности, напротив, следует стимулировать и поощрять малышей в придумывании двигательных элементов.

Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального подхода. Педагоги должны ориентироваться на состояние здоровья каждого ребенка, темпы его физического развития, медицинские показания. Они наблюдают за самочувствием детей, варьируют содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого, соблюдая баланс между подвижными и спокойными занятиями, не допуская перевозбуждения и переутомления малышей. Малоподвижных детей вовлекают в подвижные игры, слишком подвижных переключают на более спокойные игры. Если возникает необходимость в коррекции движений ребенка, педагоги должны использовать не порицания, а игровые приемы, переключение, поощрение.