Физическое развитие и охрана здоровья детей
Во время прогулки педагоги предоставляют детям возможность свободно поиграть, побегать. При этом необходимо следить, чтобы они не переутомлялись, своевременно предлагать спокойные занятия (собрать букет из опавших листьев, рассмотреть жука, построить дом из песка). Если же дети не могут найти себе интересное занятие, можно предложить им поиграть, чередуя подвижные и спокойные игры.
Следует уделять особое внимание одеванию ребенка для прогулки. Родителям нужно разъяснять, что одежда не должна стеснять движений, дыхания и кровообращения. В ней должно быть минимальное количество завязок и застежек, чтобы переодевание происходило легко и свободно; она должна соответствовать погоде, чтобы ребенок не перегревался и не переохлаждался.
Представление о ценностях здорового образа жизни начинает формироваться уже в первые годы, если взрослые подают детям пример соответствующего поведения, приучают к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно, что вредно для здоровья.
Постоянный пример взрослого' побуждает детей к подражанию, делает привычным соблюдение правил гигиены. Малышам подают пример и побуждают мыть руки, пользовать-ся салфеткой, носовым платком и др. Воспитатель должен мыть руки до и после каждой из следующих процедур: кормление, смена подгузников, медицинских процедур и пр.
Приучая детей к гигиеническим и оздоровительным процедурам, навыкам опрятности, педагоги должны стремиться, чтобы ребенку был понятен «мысли этих действий, чтобы ему было интересно, чтобы он не испытывал дискомфорта. Так, взрослые рассказывают, что ручки должны всегда быть чистыми (тогда он будет красивым и здоровым); утреннюю гимнастику нужно делать, чтобы стать сильным и ловким, и т.п. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стишками, потешками.
Можно использовать стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Капутикян, М. Мошковской и др.