Физическое развитие и охрана здоровья детей

Сон. У детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет длительность периода бодрствования составляет примерно 4,5 часа, поэтому они нуждаются в двух дневных снах. После 1,5 лет период бодрствования достигает 5—5,5 часов, дети обычно переходят на одноразовый дневной сон.

Необходимо учитывать, что потребность в сне у детей различна и может меняться в зависимости от состояния здоровья, погодных условий и пр. Поэтому следует проявлять гиб-кость в организации сна и бодрствования, ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на его индивидуальные особенности. Информацию об особенностях его сна воспитатель может получить от родителей и из собственных наблюдений. Не нужно выдерживать в кроватке ребенка, если он отказывается от второго сна, или заставлять бодрствовать, если он устал и хочет спать. Детей, которые спят дольше, следует укладывать первыми и поднимать последними, тех, кто спит меньше — наоборот. Легко возбудимые дети более других нуждаются в отдыхе, но засыпают с трудом. Их необходимо своевременно уложить спать, создать благоприятную обстановку.

В спальне или на веранде должно быть чисто, уютно, кроватки застелены красивым бельем. Готовя детей ко сну, воспитатель создает соответствующее настроение: рассказывает сказку, поет колыбельную, ненадолго включает тихую музыку.

В распорядке дня следует предусматривать ситуации, когда один воспитатель укладывает детей спать, а другой продолжает занятия с группой малышей, еще не готовых отдыхать.

Бодрствование. В периоды бодрствования как в групповом помещении, так и на прогулке с детьми проводятся развивающие игры-занятия, сочетающиеся с самостоятельной деятельностью детей. Педагоги должны стремиться соблюдать баланс между подвижными и спокойными видами деятельности, между совместной игрой детей и самостоятельными занятиями ребенка.