Если ребенок играет в агрессивные игры
Что мог бы сделать взрослый, оказавшийся рядом и вовремя понявший направление течения игры? Он мог бы помочь мальчикам найти этот свой смысл, показать им возможные направления игрового действия. Для этого можно было задать ребятам соответствующие вопросы, призванные задействовать их фантазию (например: "За что борется этот робот?", "Что он будет делать, если победит?" и т. д.), или ввести в игру новых героев (третьего робота, мудреца, несчастного ребенка или прекрасную принцессу - решайте сами, исходя из ситуации).
Если же вы чувствуете, что главный смысл игры в том, чтобы она стала поводом для собственно драки, то воспользуйтесь рекомендациями статьи об игровых способах решения детских конфликтов. Ведь нельзя просто прекратить агрессивные действия детей, оставив их наедине со своими агрессивными чувствами.
Можно привести еще много примеров агрессивных ролей и игр, содержащих насилие, но уже рассмотренных нами случаев достаточно, чтобы помочь внимательному и любящему родителю самостоятельно начать анализировать внутреннюю картину того, что происходит в игре сына или дочери.
Теперь вы знаете, что прежде, чем прерывать агрессивную игру ребенка, нужно постараться понять, какие свои знания, мысли, фантазии он в ней отыгрывает.
- Что переживает сейчас ребенок?
- Какими внешними впечатлениями могли быть вызваны эти чувства?
- С кем отождествляет себя ребенок на самом деле?
- Привлекает ли он свою фантазию для трансформации роли агрессора в какую-нибудь более позитивную роль?
- Насколько хорошо он справляется с этим?
- Способствует ли эта игра стабилизации эмоциональной сферы ребенка?
- Чему он в ней учится?
- Развиваются ли его навыки общения в процессе игры?
и пр.