Длинный путь педагогики до нашего времени
Педагогическая мысль появилась очень давно. История педагогики уходит своими корнями далеко в древневосточную, древнегреческую, средневековую философию и теологию.
В переводе с греческого языка «педагогика» обозначает детоводство. В Древней Элладе педагогической деятельностью изначально занимались рабы, которые сопровождали в школу детей своего хозяина. Вольнонаемные педагоги, которые занимались обучением и воспитанием детей появились намного позже. В Киевской Руси таких учителей называли «мастера». Это были мирские или дьячки. Они обучали детей писать, читать, выучивать молитвы прямо у себя дома.
Педагогика прошла довольно нелегкий путь к становлению ее как науки. Преградами на ее пути к развитию были разрозненные взгляды, идеи и теоретические положения. А воспитательно-образовательные институты всю историю своего существования находились в противоречивом и неоднозначном процессе развития.
Педагогика возникла как наука про воспитание детей, но в процессе расширения границ образования, воспитания и влияния субъективных факторов на жизнь социума, педагогика становится наукой про общие закономерности образовательного и воспитательного воздействия на человека любого возраста. Поэтому на сегодняшний день уже появился такой институт педагогики, как педагогика взрослых. Это связано с тем, что на современном рынке образование стало товаром с долговременным инвестированием. А также сегодня во всем мире распространена тенденция о повышении образования человека во время всей его жизни. Научно-технический прогресс не стоит на месте. С каждым годом появляются новые достижения и разработки в разных областях науки. Поэтому, чтобы «идти в ногу» со стремительным развитием мира человек должен совершенствовать себя в продолжении всей своей жизни.
Развиваясь, каждая наука наполняет свою теорию все новым содержанием, совершает дифференциацию этих исследований. Естественно, такой процесс дотронулся и до педагогики. В наше время в понятие «педагогика» входит система разных педагогических наук, то есть педагогика включает в себя несколько самостоятельных дисциплин. Это общая педагогика, возрастная, специальная педагогика, частная методика, а также история педагогики.