Дистанционные парты для Эйнштейнов
Заочное обучение возникло более ста лет назад. Пионерами в этом деле были англичане, заселявшие отдаленные владения Британской короны. Потом удобства обучения по почте оценили жители провинциальных городков, удаленных от крупных учебных центров. В Советском Союзе заочное обучение охватывало широкий круг доярок, слесарей и оленеводов, учившихся, соответственно, на бухгалтеров и инженеров-конструкторов.
Сегодня все не так. Во всем мире привычный советский вариант — с контрольными по почте и приездом на сессии — умер как анахронизм. Студенты дистанционных программ получают учебные материалы через спутниковое или кабельное телевидение, скачивают видео- и аудиозаписи через Интернет, участвуют в видеоконференциях. В 1996 году вице-председатель Открытого университета сэр Джон Дэниэлс провозгласил идею "мега-университетов". По его определению, это учебные заведения будущего, в которых дистанционно учится более сотни тысяч студентов со всего мира. Эта идея существенно отличается от принципов, на которых строится большинство виртуальных университетов США и Канады, заниматься в которых могут в большинстве случаев только жители этих стран.
Строго говоря, дистанционное образование является наиболее адекватным ответом на тот вызов, который нам бросает жизнь. В последние полвека время словно сгустилось: каждый день приносит все новые открытия. В некоторых областях прикладных естественно-научных дисциплин около 80% всех накопленных человечеством знаний получено в последние 25 — 30 лет. Немудрено, что классическая академическая наука не успевает за прогрессом. Конкуренция на рынке труда ужесточается. Знакомство с последними концепциями и достижениями научной мысли становится для самых разных категорий профессионалов жизненно необходимой задачей. Например, в США многие штаты просто обязывают учителей, бухгалтеров, администраторов яслей и работников некоторых других специальностей непрерывно профессионально совершенствоваться. Все чаще говорят о том, что обучение целесообразно рассматривать как непрерывный процесс, а не как нечто, завершившееся много лет назад получением диплома.