Дидактические характеристики технологии формирования новых знаний

Объяснение, как метод преподавания, отличается и структурой, и функциями. Основной функцией объяснения является доказательное изложение ориентировочной основы деятельности, связанной с изучением правил, законов, математических и физических действий, профессиональных действий, законов, явлений. Преподаватель, проектируя структуру объяснения, должен учитывать, что в ней следует дать полное описание объекта, сравнить его с предьщущими, а далее описать полную ООД.

В соответствии с этим структура объяснения должна включать следующие моменты:

- описание объекта или его исходного состояния;

- сравнение объекта с предыдущими объектами;

- определение задачи или описание образа продукта деятельности;

- рассуждение о том, что является условиями преобразования или решения задачи: что с чем связано, что на что влияет, какова динамика взаимодействия деталей и узлов, явлений и процессов, определение сущности общего принципа работы, практическая оценка объекта и его значение в технологии;

- способы действия или воздействия на объект с целью его преобразования и технология преобразования.

В практическом обучении формирование ориентировочной основы деятельности осуществляется в начале занятия, для чего используются инструктажи.