Дидактическая регуляция учебной деятельности

Между тем можно с полной ответственностью утверждать, что эффективность проблемных задач исключительно велика. Они открывают новые перспективы решения проблемы, помогают сделать привычное неожиданно ярким и острым, обнажают проблему, как бы высвечивают ее на фоне формального знания. Многие эвристические задачи отражают новые связи между известным и неизвестным, их обнаружение стимулирует мысль, побуждает к новой интерпретации, обеспечивает научное осмысление проблемы.

Решение эвристических задач профессионального направления означает свободу применения знаний и обогащение действий. Вслед за возросшим уровнем действий происходит расширение учебно-педагогического пространства для формирования ориентировочной основы действий. Обретая широкий спектр действий и возможностей решать профессиональные задачи, педагог может использовать аналогичные задачи в своей профессиональной деятельности, адаптировать педагогическое влияние к индивидуальным возможностям учащихся, моделировать механизм педагогического воздействия, сообразуясь с поставленными целями и образовательной программой.

Анализируя процесс принятия решения педагогом, В. Д. Шадриков выделяет следующие объекты выбора:

операционные механизмы способностей;

операции, которые необходимо использовать в данном случае;

стратегии и планы решения учебной задачи;

дополнительные, частные задачи;

недостающая информация.