Дидактическая регуляция учебной деятельности

В педагогической науке известен ряд типов обучения, согласно которым могут быть построены и применены учебно-практические задачи. П. Я. Гальперин выделяет три типа учения, в соответствии с которыми могут быть построены типы задач на основе полноты ориентировочной основы действия. В первом случае задается образец решения задачи и образец результата решения учебной задачи; во втором предлагаются соответствующие алгоритмы либо даются подробные разъяснения; при третьем типе обучения обеспечивается высокий уровень анализа условия задачи, что способствует освоению учащимися принципов построения учебного материала и овладению анализом по выявлению этого принципа в учебной задаче. Е. И. Машбиц называет типы обучения в зависимости от того, какая именно часть способа действия выступает как прямой продукт обучения. На основе соотношения между прямыми и побочными продуктами обучения выделяются типы обучения, при которых прямым его продуктом является либо алгоритм способа действий, либо ориентировка на исполнительскую часть, либо ориентировка на творческий поиск.

Типология профессионально-технологических задач, построенная на уровне ориентационной основы способа действий, является функциональной системой управления профессиональным становлением педагога, включающей задачи разного уровня трудности и обеспечивающей формирование профессиональной ориентации в выборе целей, в определении типа обучения и, следовательно, типа учебной деятельности, а также использование средств обучения, моделирование поведения учащихся и в целом развитие профессионально значимых структур личности педагога.

Проектирование системы учебных задач технологического содержания представляется многоуровневым и многоаспектным:

на уровне формирования структуры учебной деятельности и учебных действий;

на профессиографическом уровне и в соответствии с нормативной моделью специалиста;