Дидактическая регуляция учебной деятельности

Обучение профессиональной педагогической деятельности с помощью задач основано на интериоризации и экстериоризации функций педагогического управления. Осознанные действия подлежат воспроизведению в профессиональной деятельности. Понимание и знание состава действий переходит в активное поведение, реализацию исполнительских функций, которые являются внешним способом выражения внутренних процессов самореализации. Происходит циклический процесс взаимодействия внутренних и внешних действий, в результате которого студенты полноценно овладевают методами и средствами педагогического управления. Источником возникновения этого процесса являются профессионально ориентированные учебные задачи, особенно те из них, которые имеют проблемную структуру и эвристические приемы решения. Признаком таких задач являются расхождения между требованиями и условиями задачи, необходимость пере структурирования условий в соответствии с вопросом задачи. Нетрудно предположить, что для решения подобных задач нужны самостоятельные интеллектуальные действия субъекта.

Профессионально ориентированные проблемные задачи приводят к овладению знаниями и умениями путем самостоятельного анализа субъектом состава задачи и осуществления произвольных действий с имеющимися данными, встраивания системы действий на основе известных отношений между рассматриваемыми условиями и требованиями задачи. Активность мыслительных действий приводит к решению задачи. Успешность решения зависит от воспроизведения необходимого известного, творческой перестройки имеющихся знаний и включения их в процесс решения и эвристических действий, необходимых для получения нового продукта интеллектуальной деятельности.

Задачи, направленные на освоение профессиональной деятельности педагога, проектируются в обучающей программе, представляющей собой способы учебной деятельности. Каждая задача, их совокупность и система предполагают построение модели обучения.