Дидактическая регуляция учебной деятельности

Особую опасность таит в себе формальное усвоение концептуальных позиций образования. Казалось бы, понятные идеи из-за неглубокого восприятия студентами превращаются в пустые слова, на основе которых невозможно прогнозировать тенденции развития образования, видеть проблемы и искать их разрешение. Применение специальных задач методологического содержания раскрывает перспективы обсуждения сложнейших проблем, формирует стремление видеть суть педагогических явлений и процессов трансформации образовательной системы.

На протяжении ряда лет студентам предлагаются методологические задачи, связанные с общегосударственными тенденциями развития общего среднего и альтернативного образования. Опыт свидетельствует об эффективности таких задач. Примером, аналогичным приведенному ранее, может служить задача на выбор одного из предложенных концептуальных решений о путях развития общего и дифференцированного среднего образования. Обе теоретические концепции обоснованы, тексты даны в письменном виде. Студентам предлагается инициатива в выборе одного из них. В случае несогласования разрешается выстроить свою концепцию, используя имеющуюся в предложенных концепциях аргументацию или предъявив свою. Надо сказать, что каждый вариант концептуального решения содержит собственно решение и необходимую аргументацию. Тексты концепций подвергаются анализу. Студентам предлагается обсудить, продумать предложенные теоретические позиции и их аргументацию, выразить свое согласие с ними или дать критические замечания.

Таким образом, аналитическая работа со студентами предусматривает:

выделение основной идеи о дальнейшем развитии и организации общего среднего образования;

вариант решения А предусматривает тенденцию предоставления свободы в выборе направлений общего образования ;

вариант решения Б предполагает сохранить единую общеобразовательную школу.

Аргументацией позиции А служат следующие соображения: дети имеют разные интересы и способности; важны местные условия организации школьного образования. Позицию Б обосновывают следующие рассуждения: всеобщее среднее образование — большое завоевание нашего народа, без него нарушается принцип социальной справедливости, стимулируется социальная дифференциация общества.