Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
В педагогической науке дискуссия о детерминантах содержания образования продолжается не одно десятилетие. Такими детерминантами называются факторы, определяющие структурные компоненты содержания образования и их взаимосвязи.
Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности. С помощью образования общество развивает способности личности; оно делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на пользу.
«Когда первой и главной целью образования становится духовное развитие самого индивидуума, получающего это образование, -развитие, на которое он сам научился бы смотреть как на высшее благо, - тогда естественно и необходимо сами собой достигаются и желательные социальные результаты» (Н.И. Кареев).
Вектором реалистического целеобразования, отмечает Б.М. Бим-Бад, служит исторически и социально варьируемая идеальная модель образованного человека. Так, в Греции классической эпохи свободные граждане видели смысл образования в том, чтобы оно давало «уроки мудрости». Поиск смысла жизни, сущности человеческого бытия, морально-нравственных норм считался едва ли не главной миссией образования.
Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для жизни в усваиваемой культуре. Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому - не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.
Такая цель требует подходить к определению содержания образования с позиций современной концепции человека. В.С. Леднев (1993) на основе имеющихся теорий личности предложил трех-компонентную модель структуры личности, которая может служить детерминантой содержания образования: