Действие и его основные характеристики
После определения ориентировочной основы деятельности и ее первичного восприятия обучаемыми следует этап выполнения действий в различных формах, которые в дидактике часто называют «закреплением».
Как отмечает Талызина Н. Ф., «процесс выполнения новых действий включает четыре этапа: выполнение действий в материализованном виде , внешне речевых действий, выполнение действий во внешней речи про себя, умственные действия» .
Главная закономерность процесса усвоения деятельности состоит в том, что познавательная деятельность и введенные в нее знания приобретают умственную форму, становятся обобщенными не сразу, а поочередно, пройдя через целый ряд этапов. Если преподаватель строит процесс обучения с учетом их последовательности, он существенно повышает возможность Достижения цели всеми обучаемыми.
Формируемые качества действия заранее проектируются и закладываются в оперативную цель обучения. Известно не только какие действия формировать, но и с какими общезначимыми качествами. Эти качества подробно описаны в характеристиках цели, ее эталонах, включающих внешние условия, результат и критерии оценки формируемых действий.
При этом наряду с конкретными качествами описываемых действий в цели обучения существуют общепризнанные качества, которые должны быть присущи любым действиям, если мы хотим научить человека реальной деятельности. К таким общепризнанным качества относятся: разумность, осознанность, обобщенность, критичность, освоенность и надежность действия.
Исходя из этого, основной целью деятельности по проектированию технологии формирования и усвоения деятельности является определение способов формирования действий, обусловленных целью обучения.
Для определения основных закономерностей какой-либо деятельности, порядка и последовательности ее осуществления преподавателем следует более подробно остановиться на общепризнанных качествах действий и дать рекомендации по их формированию в процессе обучения.
pc-service.kz