Ценностный подход как основа новой концепции образования
Активно предпринимаемое сегодня в России междисциплинарное изучение проблемы ценностей как имплицитных детерминант социально-психического бытия человека актуализирует необычайно широкой спектр исследований, связанных с осмыслением феномена человека в рамках аксиологической парадигмы. При этом большое внимание уделяется как фундаментальным теоретическим подходам к интерпретации категории «ценность», так и прикладным вопросам, касающимся выявления ценностных ориентации современных российских страт – социальных, возрастных, профессиональных и т.д. В обоих случаях, безусловно, мы имеем дело с весьма полезным и перспективным как в научном, так и в практическом отношении поиском продуктивных вариантов моделирования человека как «самоактуализирующейся личности», обладающей органичной программой биосоциальной самореализации. Второе направление исследований проблемы ценностей, на наш взгляд, имеет благополучную перспективу, ибо установление морфологии ценностного пространства в пределах гомогенного социума содержит в себе «ключ» к целенаправленной коррекции иерархии ценностных позиций отдельных представителей этого социума с тем, чтобы в определенной мере развить у них способность к полноценной деятельности во всех сферах индивидуального существования.
Обращаясь к категориям «ценность», «ценностные отношения», «ценностные ориентации», отметим, что в философии, психологии и педагогике феномен ценностных ориентации изначально рассматривался в рамках понятия «отношения», которые имеют двухмерное строение, являясь одновременно и отношениями субъекта к объекту, и межсубъектными отношениями и даже отношением к самому себе. Поскольку таким отношениям свойственна избирательность и определенная степень проявления, то исходным для определения сущности отношений может быть понятие «направленность личности». Именно направленность личности фиксирует и отражает важнейшие элементы внутренней структуры последней, существующие в виде динамической системы потребностей и мотивов, установок и намерений, интересов и предпочтений, которые и составляют аксиологическую сферу личности. В этой связи можно утверждать, что ценностные ориентации являются базальным психосоциальным образованием, являющимся субстратом всей жизнедеятельности человека.