Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века

Социально-реформаторское направление отстаивало после Октябрьской революции задачу построения социализма как высшей ценности. Основ-ной круг его теоретиков составляли такие неоднозначные личности, как Н.К. Крупская, М.М. Пистрак, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и примерно с середины 20-х гг. В.Н. Шульгин. Его лидеры ориентировались в первую очередь на удовлетворение запросов и нужд крестьянских и пролетарских детей. Во второй половине 20-х гг. окончательно определилась ценностная ориентация данного направления – подготовка человека-преобразователя окружающей среды в соответствии с программой построения социализма. В содержании образования приоритет был отдан жизненно значимым, практико-применяемым и развивающим знаниям, способствующим скорейшей социализации личности.

В 20-е гг. заявило о себе технократическое направление, которое в качестве ценности пыталось утвердить стремление к «обшей пользе» в гармонии с индивидуальными интересами практической направленности. В качестве его теоретиков можно назвать А.К. Гастева, Г.Ф. Гринько и В.Н. Муравьева . Целью образования выступала подготовка компетентного работника, способного удовлетворить текущие производственные потребности. Сторонники технократизма четко определяли свою социальную базу – малограмотные рабочие и крестьяне, подростки, безработная молодежь, стремящиеся получить специальность, чтобы заработать «на кусок хлеба». Образование мыслилось монотехническим и сводилось к пошаговому овладению определенными, связанными с конкретной профессией умениями и навыками.

Антрополого-гуманистическое направление, обозначившееся в 10-е гг. XX в., было представлено такими философами, психологами и педагогами, как Л.С. Выготский, П.Ф. Каптсрев, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский, С.И. Гессен. Они ориентировались в основном на детей из семей интеллигенции, служащих. Базовыми ценностями выступала классическая традиция –источник истины и блага, целью – гармоническое развитие личности, укорененной в национальной ментальности основным ориентиром – обширные фундаментальные знания и способы творческого оперирования культурным наследием.

Значительное место в полифонии российской педагогики занимала теория свободного воспитания, связанная в первую очередь с деятельностью Л.Н.Толстого, с философско-педагогическими трудами К.Н. Вентцеля. Базовой ценностью была признана свобода личности, независимой от внешних сил и от «невидимых цепей внутреннего духовного рабства».