Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века

Концепция трудовой школы привлекала теоретиков педагогики своим «рамочным» содержанием, потенциальной возможностью реализовать собственные образовательные ценности, увязав их с конкретной социально-политической ситуацией. Если до Октябрьской революции эта парадигма была синонимична прилагательным «новая», «передовая», «прогрессивная», то затем «присяга» школе труда стала у части педагогов не более чем стремлением получить от пролетарского государства своеобразную индульгенцию, право продолжить собственный поиск. Примерно до начала 1929 г. это позволяло развиваться в русле советской системы просвещения альтернативным философиям образования. Понимание своей «инакости» постоянно подчеркивалось представителями ряда таких направлений, стремящихся даже в терминологии отдифференцировать себя от доминирующей «индустриально-трудовой» тенденции.

При характеристике отечественных педагогических систем, концепций и теорий рассматриваемого периода наибольший интерес для современности представляют те, которые содержали теоретические знания об образовании вообще и выдвигали положения об общих условиях и путях реализации базовых ценностей. Лидеры философско-педагогических направлений, как правило, сочетали в себе достоинства философа, политика, педагога и психолога.

В соответствии с этими критериями постараемся выделить и охарактеризовать ведущие философии образования и направления педагогического поиска. Они расположены согласно степени их доминирования в реальном отечественном историко-педагогическом процессе первой трети XX в. В качестве логической основы нашей классификации использована схема, предложенная Н.С. Розовым .

Социально-рационалистическое направление сформировалось в основном в 10-е гг. XX в. и особенно ярко проявило себя в 20-е. Его лидерами стали Н.И. Бухарин, П.П. Блонский, А,В, Лунзчарский, А.П. Пинкевич, А.Г. Калашников, Г,О, Гордон. Их отличали вера в «прогресс», в возможность создания справедливого социального строя, изменения мира посредством знаний. Для этого требовались специально подготовленные, социально-активные, творческие, инициативные личности. Референтной группой являлась «вся молодежь Страны Советов» без строгой социальной дифференциации, но потенциально способная стать субъектом саморазвития. В качестве образовательных ценностей выдвигались развитие творческого теоретического мышления, способности к культурному диалогу.