Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века

В первой трети XX в. продуцировались базисные ценностные основания российской педагогики , имеющие «вечный» характер. На определенных конкретно-исторических этапах происходила трансформация традиционных ориентации, всегда связанная с социально-политическими катаклизмами. Поэтому, несмотря на несомненную преемственность дореволюционного и последующего периодов отечественного историко-педагогического процесса, нельзя не подчеркнуть их качественную аксиологическую специфику, обусловленную сменой в Октябре 1917 г. базовых {социокультурных ценностей, когда акцентировались «социальная справедливость», «коммунистическое будущее», «социалистическое государство». Соответственно, коллективное образование и воспитание рассматривались как факторы формирования «всесторонне развитой личности», никакие расовые и национальные различия не признавались, право на образование было предоставлено всем.

Подобное определяющее воздействие оказывало и доминирование философии марксизма-ленинизма, что значительно сужало, а после 1929 г. сделало практически невозможным развитие идеалистических, культуро и антропоориентированных, а тем более христианских педагогических постулатов и соответствующих философий образования. Везде, а особенно в России, правящая элита объявляла истинными ценностями то, что способствовало сохранению и укреплению ее власти. Субъекты просвещения действовали в жестко определенной сверху нравственно-интеллектуальной системе координат. Однако все же сохранялось инвариантное ядро национальных образовательных ценностей российской педагогики, носящих неоднозначный характер.

К ее позитивным моментам относится примат духовно-нравственного образования над рациональным знанием, выделение в качестве его высшего результата категории «мудрость». Это предполагало признание самоценности образования и, соответственно, неприятие в нем утилитарно-прагматического уклона. Характерным для педагогических поисков было стремление построить школу вокруг семьи и семейных традиций, опереться на готовность родителей способствовать получению их детьми качественного образования. Непререкаемой духовной ценностью для многих представителей российской интеллигенции была осознанная потребность включиться в деятельность на «общую пользу», а отнюдь не для получения определенных материальных благ. Процесс образования воспринимался как неотъемлемое условие социализации личности, в основе которой находилось непрерывное пополнение имеющихся знаний.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  Следующая > В конец >>