Цели, закономерности и принципы социальной педагогики

Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я.А. Коменским в его главном сочинении "Великая дидактика". Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Я.А. Коменский опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Он выдвинул, обосновал и построил свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей. Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий.

Французский философ Ж.-Ж. Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Он писал, что природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Он придавал большое значение воспитанию самой природой. По его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Поэтому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку человека к будущей жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ребенка от его рождения до совершеннолетия в естественных, природных условиях. Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей.

Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци создавший учреждения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания — развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания, по И.Г. Песталоцци, это согласие с природой. Причем, в отличие от Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных способностей ребенку необходима помощь. По его образному выражению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы — природы. Он утверждал, что любое воспитание, которое не было построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути.