Цели, закономерности и принципы социальной педагогики

Закономерность многообразия путей социализации и способов помощи личности в этом процессе. Сутью этой закономерности является то, что социализация человека осуществляется под влиянием разнообразных факторов. Поэтому педагогу нужно внимательно наблюдать, диагностировать процесс социального развития ребенка с тем, чтобы выявить наиболее адекватные пути и способы оказания помощи в социальном становлении личности. Например, появление интереса ребят к какой-нибудь молодежной субкультуре, при всей ее асоциальности, может стать важным стимулом социального развития путем глубинного осмысления сущности этого феномена, выявления неудовлетворенности реальностью, использования потребностей детей в коллективной жизнедеятельности для развития сотрудничества и сотворчества в процессе коллективной творческой деятельности (КТД).

Закономерности, сосуществующие и дополняющие друг друга, влекут за собой в ходе их осознания ряд требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребенку, которая выражается педагогическими принципами (от лат. principum — основа, начало).

Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Принцип природосообразности — принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты.