Цели, закономерности и принципы социальной педагогики
Закономерность деятельностной активности, высказанная П.И. Пидкасистым, И.Ф. Харламовым и другими учеными, в рамках данного исследования имеет свою специфику и обусловливается тем, что воспитание и развитие ребенка как формирование в его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Любая воспитательная задача по развитию социального опыта осуществляется через инициирование активности самой личности (П.П. Блонский, Л.В. Мардахаев и др.). Поэтому социальному педагогу необходимо создавать разнообразные условия и использовать различные формы работы, которые бы мотивировали ребенка к активному освоению социальных знаний и социокультурных способностей. Это, например, использование игровых и проектных технологий, тренингов, дискуссий, имеющих социальную значимость и привлекательность для ребенка.
Закономерность социально-педагогической поддержки личности в процессе социализации и самореализации. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о необходимости обеспечения витальных потребностей ребенка, прежде всего потребности в защите (А. Маслоу, К. Роджерс). Биологически наследуемая программа развития ребенка разворачивается последовательно и требует соответствующих изменений в содержании организуемой воспитателем жизни ребенка (П.И. Пидкасистый). Поэтому педагогу необходимо строить свою деятельность в соответствии с актуальными потребностями ребенка (Д.Б. Эльконин), создавая условия для обеспечения помощи и поддержки на всех возрастных этапах его развития, в процессе возникновения проблем, с которыми он сам не может справиться. Только в атмосфере безопасности и поддержки может осуществляться успешное развитие ребенка и его эффективное социальное воспитание.
Закономерность поступательного социального развития личности. Суть этой закономерности заключается в том, что процесс социального воспитания должен осуществляться в соответствии с возрастными особенностями ребенка, учетом его уровня социального развития. Поэтому социально-педагогическая деятельность имеет свою специфику содержания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), начальной, средней и старшей школе, в вузе. В случае десоциализации личности социальный педагог должен помочь человеку в решении его проблем и обеспечить его дальнейшее успешное социальное развитие.