Цели, задачи и функции социальной педагогики

Достичь этой цели можно только через учет особенностей культуры, в рамках которой происходит развитие личности. Важно, в частности, учитывать особенности восточной и западной культурной ориентации. Если восточный человек считает, что жизнь должна определяться идейно и быть ценностно-нормативной, западный ставит на первое место борьбу с крайностями, примирение и интеграцию различных позиций. Это в свою очередь создает совершенно различные условия для формирования индивидуальности. Несоответствие жизненного содержания тем социокультурным нормам, в которые оно вложено, порождает множество жизненных проблем, воспринимаемых человеком как подлинное несчастье. Все наши несчастья, как считал, например, известный белорусский деятель культуры И. Абдиролович, зависят как раз от того, что формы жизни, вместо того чтобы служить человеку, имеют силу власти над ним, сдерживают его духовные устремления. Выработанные на протяжении веков социокультурные нормы поведения ограничивают свободу деятельности и поведения. Конфликт между ними и творческой активностью человека является одним из важнейших условий социальной жизни. При этом конфликт этот может принимать самые различные формы. В одном случае он возникает в результате социокультурной дезадаптации человека, во втором, наоборот, — в результате полной утраты им своей индивидуальности, нарастания конформистских устремлений. Совместное разрешение этих конфликтов со своим клиентом — основная задача социального педагога.

К традиционным видам и формам социально-педагогической работы во многих странах относят социальную работу с семьей, детьми, подростками и молодежью, в области психического здоровья, медицинскую, школьную социальную работу, социальную работу в сельской и городской общине, на улицах и в группах самопомощи. От социальных педагогов требуется, чтобы вся их практическая деятельность была теоретически обоснована и проводилась профессионально .

В сфере практической деятельности социальная педагогика решает следующие задачи:

- поддерживает и стимулирует людей на развитие собственных сил, конструктивную деятельность по использованию имеющихся у них резервов;

- предлагает помощь, организует ее, устанавливает различные, необходимые для этого связи и контакты;