Цели, задачи и функции социальной педагогики

Различаются они и в профессиональных сообществах — ученых, художников, спортсменов, политиков, военнослужащих, служителей культа, членов преступных группировок. Без определения, какие ценности образуют культуру данной социальной общности и индивида, почему именно они регулируют их жизнедеятельность, какие значения они имеют для них, социальный педагог не в состоянии сделать даже первый шаг в своей работе, ибо без знания жизни населения, его культуры, реальной повседневной практики его профессиональные знания и умения мало что значат.

Социальный педагог — это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье и семейно-соседской общине, в сельской общности и на предприятиях, в общеобразовательной и специальной школах, в больнице, приюте, детском доме или интернате для престарелых, в исправительном учреждении или летнем оздоровительном лагере социальный педагог влияет на формирование гуманистических, нравственных и психологически комфортных отношений. Он оказывает помощь различным категориям населения в решении ими своих жизненных проблем, способствует адаптации индивидов в соответствующей социокультурной, экономической, экологической, политической ситуации и среде, оказывает помощь в их жизненном самоопределении, развитии социальной активности, духовном становлении личности и ее творческой самореализации.

С этой целью он ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности и способности чело-века, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, моральный микроклимат, выявляет позитивное и негативное влияние, психологические, медицинские, правовые, экономические проблемы, которые решает совместно с социальными работниками, специализирующимися по определен-ному профилю. Практическая деятельность осуществляется им всегда опосредованно в географическом, политическом, социально-экономическом, культурном и духовном контексте.

Географический контекст определяет границы проведения социально-педагогических работ . Политический контекст, т. е. политический строй, определяет политический режим, системы, создает со-ответствующие условия для проведения практической социальной деятельности. Культурный и духовный контексты требуют уважения верований, устремлений и культурных традиций отдельной личности, семьи, группы, общины и нации, а также учета социальных ценностей общества, философско-политических воззрений, этики, идеалов людей, с которыми сталкивается социальный педагог. При этом духовное состояние социальной общности или отдельной личности, его оценка являются исходным пунктом деятельности социального педагога. Лишь через развитие личной и народной духовности он в состоянии приобщать своих подопечных и к общечеловеческим идеалам.