Цели и задачи воспитания в современных условиях. Генезис целей воспитания
Главная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация. Привлекательность этой цели для педагогов конкретизируется в описанных А. Маслоу признаках самоактуализирующейся личности. Это позволяет им конкретизировать практическую воспитательную деятельность. Перечислим эти признаки:
• более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней;
• принятие себя, других, природы как они есть; простота, естественность;
• центрированность на задаче, а не на себе;
• некоторая автономность, потребность в уединении;
• личная автономность, относительная независимость от культуры, среды; постоянная свежесть оценок;
• мистичность и опыт высших состояний;
• чувство сопричастности, единения с другими;
• демократическая структура характера;
• различение средств и цели, добра и зла;
• философское, неврожденное чувство юмора;
• самоактуализирующееся творчество;
• сопротивление раскультуриванию.
Каждый из признаков может быть реализован в конкретной воспитательной работе.