Цели и задачи воспитания в современных условиях. Генезис целей воспитания

Главная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация. Привлекательность этой цели для педагогов конкретизируется в описанных А. Маслоу признаках самоактуализирующейся личности. Это позволяет им конкретизировать практическую воспитательную деятельность. Перечислим эти признаки:

• более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней;

• принятие себя, других, природы как они есть; простота, естественность;

• центрированность на задаче, а не на себе;

• некоторая автономность, потребность в уединении;

• личная автономность, относительная независимость от культуры, среды; постоянная свежесть оценок;

• мистичность и опыт высших состояний;

• чувство сопричастности, единения с другими;

• демократическая структура характера;

• различение средств и цели, добра и зла;

• философское, неврожденное чувство юмора;

• самоактуализирующееся творчество;

• сопротивление раскультуриванию.

Каждый из признаков может быть реализован в конкретной воспитательной работе.