Целевое назначение профессиональных задач и их содержание

В большинстве своем профессиональные конкретные задачи, которые решает учитель, имеют не одну, а сразу несколько целей. Функции задач не просто соединены, а слиты между собой таким образом, что одни из них решаются средствами других. Например, как решить чисто организационные проблемы, связанные с налаживанием дисциплины учащихся, мобилизацией их внимания и созданием благоприятной обстановки для учебной работы? Можно ли обойтись в данном случае без установления коммуникативного контакта между учителем и учащимися? Ответ однозначен: нет, нельзя. Это не означает, что при обучении студентов следует их решать сразу, одновременно. Однако интегрировать цели задач непременно необходимо для окончательного формирования целостных профессиональных действий.

Дидактически целесообразна конкретизация целей, чтобы сосредоточить внимание студентов на профессиональной деятельности, состоящей из сложного синтеза многочисленных задач. Поэтому когда мы говорим о целях учебных задач, то обычно имеем в виду все же сложную задачу с какой-либо доминирующей функцией и комплекс средств ее решения. Разделение функций учителя несколько искусственно. Лучше определить среди них центральные и подчиненные функции. Задачи обычно предусматривают дидактические, психодидактические и организационные средства решения целей, которые в ряде случаев становятся способами решения задачи и составляют ее дидактическую характеристику .

При определении цели и содержания задачи перед преподавателем стоят следующие проблемы:

описать то, чему следует обучить студентов ;

определить конкретные виды задач;

определить связи между задачами;

выделить центральные задачи и дополнительные, служащие этапами дидактической подготовки студентов к решению главных задач, т.е. создать последовательно развивающуюся серию задач по принципу от простого к сложному;