Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала

На уровне учебного предмета развернуто представление об отдельных частях содержания, несущих специфические функции в образовании. Подходы к определению содержания образования зависят от социального заказа, целей образования и обучения.

Своего рода ограничительным фактором при формировании содержания образования являются бюджет учебного времени (как правило, ограниченный), состояние учебно-методической и материально-технической базы образовательного учреждения.

Содержательная сторона обучения определяется характером будущей профессиональной деятельности выпускника и отражается в учебных дисциплинах, которые включены в программы обучения конкретного вуза. В содержании обучения учитывается также специфика специальностей и специализаций, по которым организована подготовка студентов в учебном заведении. Оно определяется, с одной стороны, как целое для образовательных учреждений, а с другой — как частное для изучения отдельных предметов. Первое отражается, в ГОС ВО, второе — в программах учебных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов определенной квалификации. И то и другое должно быть научно обосновано и носить системный характер.

Исходя из изложенного, содержание обучения можно определить как специально отобранную и признанную государством систему знаний, умений и навыков, необходимых будущему специалисту для эффективного, экономически и экологически целесообразного, творческого, общественно-полезного осуществления профессиональной деятельности.

В настоящее время в вузах отбор содержания обучения, как правило, осуществляется либо экспертным путем с привлечением заказчиков подготовки специалистов, либо авторитарно-интуитивно ведущими специалистами факультета (кафедры). Последний из названных подходов, к сожалению, часто приводит к борьбе кафедр за учебные часы, что в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве содержания образовательных программ.