Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала

Максимальная конкретизация (детализация) преподавателем целей работы обучающихся позволяет описать результат их познавательной деятельности настолько подробно, что это описание подводит к способу контроля (оценки), как текущего, так и итогового.

Задание цели изучения темы завершается определением требуемого уровня ее усвоения, т.е. умения выполнять сложное действие (деятельность) с определенной степенью самостоятельности. Если тема является базовой только для данной учебной дисциплины, то преподаватель сам определяет уровень усвоения рассматриваемой темы, поэтому он анализирует внутри предметные и внутри темные связи и исходя из конкретных целей определяет требуемый уровень обученности студентов. Если тема обеспечивает темы других дисциплин, то требуемый уровень определяется исходя из интересов учебных предметов, для которых имеет значение анализ вопросов рассматриваемой темы.

Процесс обучения как любой вид человеческой деятельности характеризуется определенным соотношением категорий: цель — средство — результат. Цель может стать силой, изменяющей действительность только во взаимодействии с соответствующими средствами, необходимыми для ее практической реализации.

Таким образом, после определения дидактических целей для их достижения необходимо отобрать соответствующее содержание.

Обоснование содержания образования — одна из важнейших и традиционных проблем дидактики. Учитывая социальную сущность и педагогическую принадлежность содержания образования, его можно определить как педагогическую модель социального заказа, обращенного к образовательной системе. Эта модель имеет многоуровневую иерархическую структуру. На высшем уровне (общетеоретического представления) содержание образования фиксируется в виде обобщенного системного знания о составе, элементах, структуре и функциях социального опыта, передаваемого обучающимся.