Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала

Следующим не менее важным требованием к описанию целей темы выступает диагностированность. Повышение эффективности учебной деятельности требует знания ее исходного уровня. Определение уровня -это измерение. Проведение любых измерений в педагогике должно основываться на выработке системы объективных педагогических критериев и применении к ним специального аппарата оценки. Если при его разработке цели не заданы диагностично, невозможно определить и точно оценить качество подготовки обучающихся, так как его (качества) изменения могут быть выявлены и измерены только в сопоставлении с целью. До тех пор, пока все дидактические задачи не будут в явной форме и полностью сформулированы, не удастся организовать осознанного и осмысленного процесса их решения.

В качестве рекомендаций преподавателю по диагностической и обусловленной постановке целей обучения можно предложить использование глаголов в неопределенной форме. Они помогут характеризовать внешне наблюдаемые действия обучающихся, ведущие к определению легко опознаваемого результата. Важно, чтобы их формулировки не выглядели расплывчато.

Это такие глаголы, как воспроизвести, выбрать, выделить, выразить, высказать, вычислить, записать, интерпретировать, использовать, модифицировать, назвать, объяснить, обобщить, обозначить, опознать, оценить, перевести, пересказать, перечислить, преобразовать, подсчитать, применить, проанализировать, рассчитать, реорганизовать, систематизировать, составить, сформулировать, упростить, уточнить, установить и т.п.

Например, цели занятия могут быть сформулированы следующим образом: в ходе занятия научить студентов формулировать собственное мнение по данной проблеме, решать определенный класс профессиональных (математических, физических) задач, использовать математический аппарат, систематизировать представленные сведения, воспроизводить по памяти фрагменты занятия, объяснять суть происходящего, обобщать, анализировать, оценивать и т.д.