Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала

Сравнительно подробно процедура отбора содержания учебной дисциплины рассмотрена в работах В.П. Беспалько, А.А. Золотарева, В. П. Мизинцева и других. Так, например, при описании содержания учебного предмета В.П. Беспалько вводит понятие «учебные элементы» -объекты, явления и методы деятельности, отобранные из науки и внесенные в программу учебного предмета. Такой подход представляется шагом вперед по отношению к эмпирико-интуитивному выведению критериев отбора учебного материала на основании только дидактических принципов.

Еще более радикальным шагом следует считать подход к определению объема содержания (информационной емкости) учебной дисциплины, предложенный В.П. Мизинцевым1. Его сущность заключается в построении графо-математической модели учебной информации, с помощью которой можно получить численные характеристики, отражающие объем содержания учебной дисциплины с учетом ее сложности. Центральным звеном подхода является схематическое представление смысловой структуры учебной информации с помощью метода графового моделирования, где под графом понимается множество элементов содержания, построенных в определенных связях и отношениях. Граф отражает выбранный преподавателем замысел построения и изложения учебного материала. В нем все вершины (элементы) располагаются на горизонтальных линиях, каждая из которых соответствует выделенному основанию структуры. Для построения графа сначала формируется спецификация оснований, представленных в определенной, в Соответствии с принятой преподавателем логикой изложения материала, последовательности, а затем отбираются сами элементы. Это дает возможность наиболее полно, компактно и наглядно отразить все элементы знаний в данном объеме материала.