Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала
7. Принцип перспективности развития научного знания.
В качестве критериев отбора содержания учебной дисциплины целесообразно использовать следующие позиции:
♦ целостное отражение задач формирования всесторонне развитой личности студента в содержании обучения;
♦ высокая научная и практическая значимость содержания;
♦ соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям обучающихся;
♦ соответствие объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета;
♦ соответствие содержания имеющейся технологической (учебно-методической) и материально-технической базам вуза.
Опора на названные принципы и критерии при отборе содержания обучения не исключает необходимости соотнесения их с запросами профессиональной деятельности конкретных специалистов, а также требованиями общества к личности вообще. Резюмировать сказанное можно словами В.В. Краевского, который отмечает, что содержание образования — это категория педагогическая: она переводит социальный заказ, формируемый обществом, «на язык педагогики». Разрабатывая содержание образования, педагог-ученый тем самым раскрывает и конкретизирует социальный заказ средствами своей науки, а преподаватель, реализуя в практической деятельности это содержание, тем самым выполняет этот заказ.
Одним из методологических оснований для решения возникающих при отборе содержания теоретических и прикладных задач является утвердившееся в педагогике положение о том, что учебный предмет представляет собой не результат проецирования соответствующей отрасли науки на вузовское обучение, а итог дидактической переработки определенной системы знаний, умений и навыков, необходимых для овладения интеллектуальной, практической, социальной или духовной деятельностью.