Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала
В современных условиях развития высшей профессиональной школы наиболее целесообразно отбор содержания проводить на основе теории дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Сформулированные в рамках названной теории принципы и критерии формирования содержания обучения позволяют педагогу на научной основе реализовать в учебном процессе определенные им цели обучения.
В качестве принципов формирования содержания учебной дисциплины можно выделить следующие:
1. Принцип генерализации, концентрации содержания вокруг ведущих концепций, идей и закономерностей науки, на которой базируется учебная дисциплина.
2. Принцип научной целостности, который означает, что рассматриваемые разделы, модули, темы являются частью учебной дисциплины.
3. Принцип обеспечения внутренней логики науки, являющейся базой для учебной дисциплины.
4. Принцип дидактической изоморфности, когда при обработке научной системы знаний требуется по возможности сохранить основные элементы теории и создать условия для раскрытия природы этих элементов и характера связи между ними, так как структура должна служить эталоном для сравнения целей и результатов обучения.
5. Принцип соответствия содержания обучения профессиональной деятельности будущих специалистов.
6. Принцип единства содержания обучения, выражающий необходимость учета связей, существующих между различными учебными дисциплинами, в целях формирования в сознании будущего специалиста целостной научной картины, служащей базой его последующей профессиональной деятельности.