Алгоритм формулирования коррекционно-развивающей задачи

Представим алгоритм формулирования коррекционно-развивающей задачи. Условно можно выделить 4 части формулировки.

Первая часть. В практике существуют три формы выражения первого слова: глагольное существительное, глагол совершенного вида, глагол несовершенного вида. Например, формирование - сформировать - формировать. Так как задача предусматривает ответ на вопрос: «Над чем я буду работать на данном занятии?», то наиболее верным является использование глагола несовершенного вида . Форма глагольного существительного более целесообразна при указании направлений коррекционно-педагогической работы: «формирование учебной деятельности», «формирование пространственных представлений» и т. п.

Вторая часть. Поскольку задача должна быть конкретной, диагностичной и направленной на достижения учащихся, то во второй части формулировки должно быть указание на действие, умение, способ деятельности, который планируется формировать у детей.

Почему именно умения, а не знания? Как отмечает Д.Г. Левитес, «знания как таковые формально не могут фиксироваться как результат обучения, ибо они так или иначе должны быть опознаны в соответствующих действиях ученика, следовательно, мы можем судить о том, что ученик знает или не знает, только по тому, что он умеет или не умеет» .

Третья часть. Данная часть формулировки конкретизирует умение - формировать умение что делать?

Приведем примерный, ориентировочный перечень глаголов, которые можно использовать в данной части формулировки:

выделять, называть, обозначать, соотносить, подбирать, различать, отличать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь, узнавать, оформлять, описывать, характеризовать, формулировать, объяснять, анализировать, классифицировать, систематизировать, дифференцировать, обобщать, определять, оценивать, измерять, рассчитывать, планировать, контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль , изменять, дополнять, пересказывать, составлять , ставить, формулировать , прогнозировать, моделировать , конструировать, создавать, преобразовывать, перестраивать, делить на составные части, выражать, демонстрировать и др.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  Следующая > В конец >>